Основные направления изобразительного искусства XX века
  • Ковролан Алматы далее

    alimp-group.kz

  • Отбеливание зубов цена на сайте

    отбеливаниезубовалматы.kz

В Центральном выставочном зале в Перми проходит выставка «Саквояж»

15.04.2015
Открытие выставки, где представлены две экспозиции всемирно известных художников Петра Фролова и Натальи Тур, состоялось 27 февраля.

В Лувре нет средств для проведения выставки Джефа Кунса

13.04.2015
Руководство Лувра было вынуждено отменить выставку работ художника Джеффа Кунса по причине отсутствия средств финансирования.

Спустя 10 лет после отмены принято решение вернуть премию имени Эдварда Мунка

10.04.2015
Наконец, после долгих лет затишья, премия восстановлена. Произошло это благодаря поддержке нефтегазовой компании Норвегии Statoil.

Орфизм

Р.Делоне "В честь Блерио" Официальное «крещение» орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне: «...заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм...» («La Cote» Париж 19 марта 1913). Ему вторил другой критик Андре Варно: «Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы» («Comoedia» Париж 18 марта 1913). Наконец Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: «Это орфизм. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано» («Montjoie!» Париж приложение к 18 марта 1913). Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. Что он имел в виду? Кажется он и сам этого не знал. Более того не знал как определить границы этого нового направления. На самом деле путаница царящая и поныне произошла из-за того что Аполлинер неосознанно спутал две проблемы взаимосвязанные конечно же но прежде чем пытаться соединить их ему следовало подчеркнуть их различия. С одной стороны создание Делоне живописных выразительных средств полностью основанных на цвете а с другой расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений. После разрыва с Мари Лорансен в конце лета 1912 Аполлинер искал приюта у семьи Делоне которые приняли его с дружеским пониманием в своей мастерской на улице Гран-Огюстен. Как раз этим летом Робер Делоне и его жена испытали глубокую эстетическую эволюцию приведшую к тому что позже он назвал «деструктивным периодом» живопись основанная исключительно на конструктивных и пространственно-временных качествах цветовых контрастов.

Аполлинер таким образом стал главным свидетелем этой эволюции и обсуждал ее в пространных беседах с хозяевами. Убежденный в обоснованности их идей более того обрадованный тому что должен первым приподнести их общественности он занимает этими проблемами своих читателей в статье опубликованной в газете «Temps» (14 октября 1912) и публикует важный текст Делоне «Реальность чистая живопись» в «Soirees de Paris» (декабрь 1912) и в немецком журнале «Der Sturm» (декабрь 1912). Заметим что в этих текстах речь идет не об орфизме а о «чистой живописи» выражение введенное самим Делоне который несмотря на дружбу с Аполлинером так и не оценил его термина как не отражавшего его истинных намерений. То что Аполлинер говорил об орфизме больше относится к литературе — написал он позже (письмо С. Халперту 1924 приведено в книге Du Cubisme a l’Art abstrait. Les cahiers inedits de R. Delaunay Париж 1957). Серия «Окна» созданная зимой 1912-1913 настолько вдохновила Аполлинера что он написал одну из самых красивых своих поэм («Окна»: «Du rouge au vert tout ie jaune se meurt...») которая была напечатана в каталоге выставки Делоне в гал. «Штурм» в Берлине (январь 1913). На самом деле термин «ор физм» впервые появился в статье Аполлинера «Die moderne Malerei» напечатанной в феврале 1913 в журнале Der Sturm. Она и положила начало путанице. Уже в начале Аполлинер подчеркивает что две новые живописные тенденции показавшиеся ему наиболее важными это с одной стороны кубизм Пикассо а с другой — орфизм Делоне . Это утверждение как и любое эстетическое суждение может казаться спорным но оно и сегодня остается совершенно резонным и обоснованным. К сожалению Аполлинер затем приводит список художников испытавших на себе влияние этих двух великих художников. Но если список последователей Пикассо вполне логичен (Брак Метсенже Глез Грис и кто знает почему — Мари Лорансен) то список последователей Делоне — это плод чистой фантазии поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа Мари Лорансен Марсель Дюшан и в Германии — Кандинский, Марк Мейднер, Макке Явленский Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. Безусловно Марк и МаккеФрантишек Купка испытали сильное влияние Делоне; было заманчиво включить в этот список и таких колористов как Леже и Пикабиа хотя они следовали совершенно особыми путями отличными от Делоне. Но вот подверстывать сюда Дюшана Кандинского и футуристов было по меньшей мере досадным просчетом. По-видимому идеи Аполлинера вовсе не иссякли на этом потому как в 1913 этот список испытал значительные изменения. Помимо Делоне он включает в него Леже американца Брюса (который действительно был последователем Делоне) Мари Лорансен и с определенной осторожностью Глеза и Метсенже «Lintransigeant» 18 марта 1913). Но в «Montjoie!» вышедшей в тот же день наряду с Леже и Мари Лорансен он называет Пикабиа и «туманно орфическую живопись Моргана Рассела». 25 марта («Lintransigeant») он перечисляет Делоне Леже и Пикабиа а затем — не уточняя считает ли он их в самом деле орфистами — Мари Лорансен Метсенже ЛюкаАльбера Моро Лафресне венгра Соботку и Шагала. В книге «Художники-кубисты» (Париж 1913) он называет Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. Наконец в ноябре 1913 подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине («Soirees de Paris») он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Леже Метсенже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом: «...это историческая выставка и если орфизм впервые появился в Салоне независимых то здесь мы стали свидетелями первого Салона орфизма». В действительности этот термин обозначавший сначала только живопись Делоне распространился благодаря Аполлинеру на весь авангард за исключением ортодоксального кубизма Пикассо. С этой точки зрения выражение «четвертованный кубизм» которое он также иногда употреблял было безусловно менее пагубным так как оно не вносило путаницы.

Понимая что Аполлинер был в дружеских отношениях со всеми передовыми художниками того времени и фактически официальным глашатаем кубизма большинство других критиков слепо последовало за ним и принялось рассуждать об орфизме как о движении занесенном в каталоги. Когда перечитываешь их отчеты о Салоне независимых 1913 замечаешь что всюду термин употребляется только по отношению к участникам зала 45 где находилась большая картина Делоне «Команда Кардиффа» (1912-1913 Париж Гор. музей современного искусства). Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса Моргана Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма которое несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого («Вертикальные планы» 1912-1913 Париж Нац. музей современного искусства Центр Помпиду; и Соло коричневой черты 1912-1913 Прага Нац. гал.) едва ли обнаруживают сходство с искусством Делоне хотя их автор был одним из создателей беспредметной живописи которой и соответствуют эти два произведения. Это смешение эстетики Делоне и Купки длилось особенно долго. Только десяток лет назад оно перестало вводить в заблуждение. Любопытно что сам Аполлинер даже не называл имени Купки оно не фигурирует ни в одной из его работ. В заключение нужно сказать что слово «орфизм» не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных часто даже противоположных художников (Делоне, Дюшан, Кандинский). Невозможно поэтому изложить историю живописного направления которого никогда не существовало и единственной историей которую можно рассказать оказывается в конечном счете история самого этого термина.