Основные направления изобразительного искусства XX века

В Центральном выставочном зале в Перми проходит выставка «Саквояж»

15.04.2015
Открытие выставки, где представлены две экспозиции всемирно известных художников Петра Фролова и Натальи Тур, состоялось 27 февраля.

В Лувре нет средств для проведения выставки Джефа Кунса

13.04.2015
Руководство Лувра было вынуждено отменить выставку работ художника Джеффа Кунса по причине отсутствия средств финансирования.

Спустя 10 лет после отмены принято решение вернуть премию имени Эдварда Мунка

10.04.2015
Наконец, после долгих лет затишья, премия восстановлена. Произошло это благодаря поддержке нефтегазовой компании Норвегии Statoil.
Доставка в Правдинский гранитного щебня фракции 20-40 для строительства.

Франтишек Купка

Купка Франтишек Франтишек Купка (Kupka, Frantisek) (1871–1957), французский художник чешского происхождения, представитель модерна, ставший одним из основоположников абстрактного искусства.

Родился в городке Опочно (Чехия) 23 сентября 1871 в семье ремесленника. Учился в Пражской (1881–1891) и Венской (1891–1892) академиях художеств, с 1895 обосновался в Париже, где посещал академию Р.Жюльена. В религиозно-философском плане испытал большое воздействие теософии, а в плане политическом — анархизма. Зарабатывал на жизнь рисунками моделей одежды, с 1900 активно работал как карикатурист и иллюстратор в парижских журналах и анархистской прессе (под псевдонимом «Поль Реньяр»). Выразил свои взгляды на современную историю в циклах сатирических рисунков Мир, Деньги, Проституция (1902–1904). Оформил своими иллюстрациями целый ряд книг, в том числе многотомный труд Э.Реклю Человек и земля (русский вариант этого издания вышел в 1906—1909).

Главной сферой его творчества со временем стала живопись. Увлеченный, наряду с теософской мистикой, научными теориями света и цвета (от И.Ньютона до М.Шеврейля), Купка перешел от символизма и неоимпрессионизма (Автопортрет с женой, 1908, Национальная галерея, Прага) к беспредметным композициям. Среди характерных работ последнего рода — Космическая весна (1911–1920, там же), Красные и синие круги (1911–1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После того как мастер принял участие в выставке «Золотое сечение» (1912), где тон задавали близкие по духу картины Р.Делоне, его тоже стали причислять к орфизму. С другой стороны, критика именовала стиль Купки также и «музыкализмом», тем паче что он любил давать своим произведениям названия типа «ноктюрн» или «фуга». В сравнении с Делоне его творчество обычно выделяется более строгой разметкой цветовых зон; добиваясь оптической иллюзии движения, он либо располагал их вертикально или диагонально в виде полос (серия Вертикальные планы, 1910–1913), либо компоновал концентрически, в том числе спиралевидно (серия Диски, 1911–1912). Иногда цвета Купки плавно переходят друг в друга, словно сама их шкала рождается у нас на глазах из некоей «космической» пустоты.

В 1919 занял должность профессора пражской Академии художеств, руководя студентами, посланными в Париж. Целый ряд его работ 1920-х годов обнаруживает воздействие футуризма и конструктивизма с характерным для них культом машин (цикл Синтез, 1927–1929, Национальная галерея, Прага). В 1930 стал одним из создателей группы «Abstraction-Creation» («Абстракция-Творчество»), стремившейся придать новый импульс развитию беспредметного искусства. Лаконический геометризм, изначально свойственный его зрелым вещам, дополнительно усилился в поздних произведениях, например в Серии С (1935—1946). В последние десятилетия своей жизни уединенно жил и работал в Пюто (предместье Парижа).

Умер Купка в Пюто 21 июня 1957.

Орфизм

Смотрите также: